С 14 по 16 апреля Красноярск принял участников XXIII Всероссийской конференции “Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования”. Институт экономики, управления и природопользования входит в число организаторов конференции, в которой ежегодно принимает участие большое количество ученых и практиков образования.
С 14 по 16 апреля Красноярск принял участников XXIII Всероссийской конференции “Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования”. Институт экономики, управления и природопользования входит в число организаторов конференции, в которой ежегодно принимает участие большое количество ученых и практиков образования. С 2004 года для участия в конференции приглашаются не только представители образовательного сообщества, но и политики, управленцы, бизнесмены, представители СМИ.
Конференция (тогда - под названием "Педагогика развития") была организована 23 года назад по инициативе красноярских педагогов и психологов для обсуждения результатов инновационной и экспериментальной работы в области развивающего обучения и развивающего образования в целом. С 2013 года она сменила свое название на "Практики развития".
Конференция является уникальным и масштабным ежегодным событием в жизни инновационного образовательного сообщества России. На ней обсуждаются результаты передовых разработок и исследований в области обучения детей, подготовки и переподготовки кадров для рынка труда, масштабные проекты в области образования и рынка труда. Предыдущие конференции оказали серьезное влияние на образовательную политику Российской Федерации. Так конференции, начиная с 1994 года, предуготовили ряд отраслевых решений по содержанию образовательной реформы. Конференции 2002 и 2003 годов были посвящены проблеме ключевых компетенций и их становления, что задало новое направление образовательных инноваций - "компетентностный подход".
Б.И. Хасан, со-председатель программного комитета Конференции, д. психол. н., профессор:
Чем было связано решение о смене названия конференции с “Педагогика развития” на “Практики развития”?
Есть поговорка: “Рыба воды не видит”. При попытке решения проблем образования внутри образовательной отрасли, в разговоре только с самими собой, открываются неуправляемые и слабо понятные сюжеты, в работе с которыми нужна более широкая профессиональная коммуникация. Кроме того, если говорить о развитии, то понятно, что задачи развития практикуются не только в образовании, и в целом его можно понимать гораздо шире, чем в его педагогической интерпретации. Это, безусловно, междисциплинарная область человеческой жизни и деятельности, и без практик управления, технологических, производственных практик, современных информационных, экономических, сетевых практик взгляд на проблематику явно будет узким. Поскольку мы определились с темой развития как со “сквозной” и “неиссякаемой”, то в эту тематику нужно вовлекать и эксплуатировать новые ресурсы, и тогда только она становится действительно сквозной и неиссякаемой. Иначе же возникает ощущение, что уже сделано много шагов т.н. “опережающего” развития в рамках отрасли. Например, мы еще до того, как это стало практиковаться, начали обсуждать общественно-государственное управление; задолго до того, как это вошло в доктринальные документы, мы начали обсуждать, понимать и втягивать в профессиональный дискурс тему стандартизации и преодоления ограничений разного рода; также задолго начали обсуждать тему качественных характеристик измерений и отказа от некоторых традиционных, привычных способов измерения. И когда мы обсуждаем эти темы, мы очевидным образом выходим за границы отраслевого дискурса.
Что обусловило выбор именно такой тематики нынешней конференции - “современный конфликт индивидуального и массового образования”?
В больших городах (свыше миллиона человек) стала отчетливо проявляться симптоматика “обхода” массовых институтов образования например, семьей - люди начали выходить на индивидуальные образовательные программы и заявлять свои претензии не только на образовательное содержание, но и на технологические приемы и способы. Эти симптомы, на наш взгляд, означает некоторую тенденцию. С другой стороны, стала нарастать линия стандартизации, и этот сюжет приобретает угрожающий характер (мое мнение), потому что некоторые доктринальные вещи приобретают не только желательный характер, но и предписывающий, обязывающий и одновременно запретительный. Регулятор начинает действовать таким образом, словно только одна линия возможна, а все остальные объявляются маргинальными и не поддерживаются, или даже репрессируются. В рамках конструктивного представления о конфликтах, если противоречие возникло и симптомами дает о себе знать, то очень важно его правильно оформить и представить в нужных и разрешаемых конфликтах, а не ждать, пока стихия начнет разрушать действующие институты.
А.М. Олешкевич, участник конференции:
Тема конференции этого года: современный конфликт индивидуального и массового образования. Как Вы считаете, стоит ли всем сообществом обсуждать эту ситуацию, как актуальную? Не зря ли мы суетимся с этим противоречием?
Оно в реальной практике существует, и много примеров из нашей образовательной практики, где эти конфликты обнаруживаются. И этот вопрос интересует и педагогов, и родителей. В какой форме осуществляется этот конфликт, как согласовывать интересы всех сторон, чтобы его компетентно разрешить? Но для этого нужно обладать определёнными качествами переговорщика, личностно значимыми качествами, разными компетентностями. Поэтому для педагога это, конечно, очень важно. И не только для педагога, но и для всех участников образовательного процесса, для родителей, студентов, школьников.
Как Вы считаете, эта конференция полезна практикам, или она скорее теоретична? Почему Вы так думаете?
Я как практик могу сказать. Я уже больше десяти лет хожу на эти конференции, являюсь преподавателем социальных дисциплин, философии. Для меня это интересно, и я потом несу все эти знания в свой педагогический коллектив. Эта конференция будит педагогическую мысль, заставляет задуматься и принимать уже какое-либо осмысленное действие в своей образовательной практике. Потому что это своеобразное повышение квалификации для нас, простых педагогов, для практиков, а не только для учёных. Поэтому здесь много преподавателей.